befНа минувшей неделе в Иркутске прошел Байкальский экономический форум, в работе которого приняли представители власти, крупных компаний, а также иностранные делегации. В ходе многочисленных круглых столов и семинаров шло обсуждение вопросов экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока, не обошли вниманием участники форума и вопросы транспортной сферы.

Централизация грузоперевозок.

Так старший вице-президент «ОАО РЖД» Валерий Решетников сообщил о планах компании внедрить систему централизованного управления грузоперевозками по железнодорожным магистралям страны. Как отметил, В. Решетников, первым этапом реализации данных планов станет управление полувагонами, как самого востребованного вида подвижного состава. Он отметил, что в настоящее время уже подходит к концу процесс формирования конкурентной среды в сфере оперирования грузовым подвижным составом. Почти девяносто процентов грузовых вагонов, что составляет девятьсот сорок две тысячи вагонов из миллиона с лишним, передано в частные руки. Однако, данная реформа обернулась ростом нагрузки на железнодорожную сеть, а также деятельность станций. Так ежедневно по железным дорогам страны проходит больше сотни составов из порожних вагонов, принадлежащих различным компаниям, а станции вынуждены увеличивать время сортировки подвижного состава в связи с необходимостью его распределения по собственникам и грузоотправителям. В то же время часть грузоотправителей испытывает серьезную нехватку подвижного состава. Для изменения сложившейся ситуации планируется внести поправки в действующее законодательство в сфере железнодорожных перевозок. В первую очередь планируется обязать собственников подвижного состава предоставлять имеющиеся у него порожние вагоны любому обратившемуся к нему грузоотправителю.
Кроме того, в планах железнодорожников закрепить в законодательстве норму, по которой владелец инфраструктуры наделяется правом ограничивать движение порожнего подвижного состава, а также вводить плату за несогласованное движение порожних вагонов.
В. Решетников подчеркнул, что в настоящий момент в железнодорожной отрасли сложилась необходимость кардинального пересмотра отношений между грузоотправителями, владельцами подвижного состава и собственниками инфраструктуры. Причем, в техническом и инфраструктурном плане железные дороги страны готовы к введению централизованной системы управления грузоперевозками, однако, необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу страны. В конечном итоге такие меры должны положительно сказаться на качестве грузоперевозок. Также сократятся простои, увеличиться оборачиваемость подвижного состава, что должно привести к уменьшению сроков доставки и снижению затрат грузоотправителей на перевозку.

Инвестиции в железную дорогу.

investicii-v-rjdНе смотря на заявление о развитости дорожной инфраструктуры, прозвучавшее в докладе В. Решетникова, глава компании «Русал» Олег Дерипаска высказал мнение о необходимости крупных инвестиций в железнодорожные объекты, расположенные на востоке страны. По мнению олигарха в ближайшие пять лет необходимо направить на развитие железных дорог региона около шестидесяти миллиардов рублей. В противном случае уже через год, прогнозирует он, продукция российских предприятий восточной части страны не сможет эффективно выходить на зарубежные рынки. О. Дерипаска видит решение проблемы в привлечении иностранных инвесторов. Для которых, подчеркнул он, необходимо создать максимально комфортные условия. В частности, О. Дерипаска предлагает установить для всех инвесторов железнодорожной отрасли фиксированные тарифы на энергоносители, а также железнодорожные перевозки. Причем тарифы должны быть установлены на длительный период, как минимум на весь цикл инвестирования тем или иным инвестором. В то же время глава «Русала» указал, что привлечение иностранных инвестиций является обязательным для обновления российских дорог и недопустимо возлагать весь инвестиционный процесс на компании одного региона.

Новые пути ВСЖД.

Также в ходе БЭФа руководитель Восточно-Сибирской железной дороги Анатолий Краснощек сообщил о планах дороги по строительству обходного маршрута на сложном участке трассы «Слюдянка – Большой Луг». В частности, в ближайшие два года планируется соорудить обходной путь в горных перевалах, через которые проходит этот участок Транссибирской магистрали. Примерные затраты на строительство составят более пятисот миллионов рублей. Уже к середине следующего года будет разработан проект по строительству данного обхода. Как отметил глава ВСЖД, в настоящее время есть три варианта строительства обхода. При этом они значительно разняться по сложности строительства, а, следовательно, по стоимости работ. В течении ближайших восьми месяцев специалисты дороги, а также железнодорожные проекты организации проведут детальную проработку каждого из планов и определят окончательный вариант, на основе которого будет разработан проект строительства. По расчетам ВСЖД протяженность обхода составит около восьмидесяти километров, при этом значительно сокращается время прохождения данного участка трассы, что положительно скажется на сроках перевозки грузов по Транссибу.
Таковы итоги БЭФа для железнодорожной отрасли страны, насколько они будут реализованы, и как от этого изменится экономика страны, увидим уже в ближайшее время. Спасибо!