benzin

Постоянные разговоры о росте цен на ГСМ привели к тому, что слово бензин вызывает в обществе одни негативные эмоции. В то же время этот процесс заставляет искать альтернативные варианты топлива. Вариантов учеными и изобретателями предложено множество. К примеру, есть варианты устройства двигателя работающего на спирту, на навозе и т.д. Но из всех многочисленных вариантов самым реальным стало использование электроэнергии и природного газа. И если электричество только выбирается на относительно массовый рынок автомобилестроения, то газ держится здесь более-менее стабильно. Во многом такое стабильно положение газа как основного топлива автомобиля объясняется тем, что оснастить специальным оборудованием для работы на газу можно практически любой серийный автомобиль. Отсюда и возник наш вопрос: «Заменит ли газ бензин?«

Немного истории.

Использование газа в качестве автомобильного топлива началось в нашей стране еще в тридцатые годы прошлого столетия. В период индустриализации государство испытывало острый дефицит нефти, что заставило принять решение о переводе части автопарка страны на природный газ. В 1936 году в рамках реализации данного постановления автозаводы страны стали выпускать разнообразную технику, работающую на газовом топливе, конструкторы вели разработку новых образцов двигателей, на территории всего СССР открылись газовые заправочные станции. Трудно предположить, чем бы закончилась данная модернизация промышленности, если бы не начавшаяся Великая Отечественная война. К использованию газового топлива власти страны вернулись практически сразу после завершения войны. Однако, открытие большого числа нефтяных месторождений в Западной Сибири остановили этот процесс, так как государство посчитало, что не имеет смысла тратить время и средства на разработку газовых двигателей, когда запасы нефти громадны. Тем не менее, предприятия страны в ограниченных количествах, но выпускали газобаллонное оборудование и технику.
За бурным ростом нефтедобычи последовал её логичный спад и уже в начале 1980-ых г.г. власти вновь приняли решение о расширении использования газа на транспорте. К началу Перестройки было принято три постановления Совета министров СССР о внедрении газобаллонного оборудование на транспорте, а также формировании сети АГЗС. По прогнозам аналитиков завершение реализации этих постановлений позволило с экономить несколько десятков миллионов тонн нефти, но Перестройка и последовавший распад СССР остановили этот процесс.
Вновь обратили внимание на газ только в конце 1990-ых г.г., когда цены на бензин начали ползти вверх, газ же при этом стоил гораздо дешевле и расходовался гораздо экономичней. В настоящее время основными пользователями газобаллонного оборудования являются транспортные предприятия страны – большинство маршруток ездит именно на газу. Кроме того, на газобаллонное оборудование перевели свои автопарки некоторые крупные федеральные компании. Среди частников спрос на газ пока не очень велик.

Есть ли экономия?

В настоящий момент рынок газового топлива представлен двумя видами:

  • Компримированный углеводородный газ (метан).
  • Сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан).

Каждый из них имеет свои характеристики, но по основным показателям эти два вида газа схожи. Также в зависимости от используемого газа различается и газобаллонное оборудование. Так установка оборудования для пропан-бутана позволит использовать не только газ, но традиционный бензин. Стоимость оборудования зависит от страны производителя, а также качества установки и колеблется от пятнадцати до шестидесяти тысяч рублей. Именно пропан-бутановое ГБО является основным на автомобильном транспорте. Такая популярность объясняется его сравнительно невысокой стоимостью, а также небольшой массой и габаритами. Сеть пропан-бутановых АГЗС насчитывает три тысячи станций по всей стране. Окупается оборудование при пробеге более тридцати двух тысяч километров.
Менее распространенно ГБО на метане. По примерным подсчетам автомобилей, работающих на нем, насчитывается в стране около девяносто тысяч, при этом АГЗС такого типа всего двести пятьдесят штук на всю страну. Окупается ГБО такого типа при сорока девяти тысячах километров пробега.
Таким образом, использование газового оборудования наибольший экономический эффект дает только в том случае, если автотранспорт используется весьма активно и пробег довольно существенен.

Почему ГБО непопулярно?

propan-butan

Не смотря на высокую экономическую отдачу, которое обеспечивает использование ГБО на транспорте интенсивного применения, оно внедряется в жизнь довольно медленно. Отметим, что для каждой категории пользователей мотивы отказа от ГБО свои. Так большинство частников с опаской думают о перспективе возить за своей спиной взрывоопасный объект. Однако, правильно установленное оборудование, проходящее регулярное обслуживание у специалистов сводит опасность возгорания или взрыва к минимуму. Впрочем, лучше все же в таком автомобиле воздержаться от курения.
Многих останавливает высокая стоимость оборудования и далекие перспективы окупаемости. Но как мы отметили выше, если пробег регулярно высок, то ГБО окупится в короткие сроки.
Существенным недостатком газобаллонного оборудования любого типа является его габариты. Как правило, на легковом автомобиле оно устанавливается в багажнике, в результате этого его объем значительно уменьшается.
Владельцы новых автомобилей вынуждены отказаться по причине того, что установка ГБО автоматически лишает их гарантии производителя, а фирменные сервисы такие работы не проводят.
Весьма перспективным видится использование ГБО в крупных транспортных компаниях, в том числе и государственных, и муниципальных. Ведь использование газобаллонного оборудование снижает затраты на ГСМ порядка семидесяти процентов. Но значительное число руководителей и сотрудников транспортных предприятий, прежде всего государственных, выступают резко против установки такого оборудования. Доводы они приводят те же, что были отмечены выше. На самом же деле причина такого протеста совершенно иная – газ невозможно украсть.

Государственная политика в газификации автотранспорта.

gazovaja-zapravka

В настоящее время на территории РФ зарегистрировано чуть больше сорока одного миллиона автомобилей различных классов. Из них газобаллонным оборудование оснащено только полтора миллиона.
Тем временем в мире число автомобилей на газу неуклонно растет. Так в странах ЕС принят перспективный план перевода автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива, в том числе на газ. К 2020 году планируется, что десять процентов европейского автомобильного парка, а это около двадцати четырех миллионов автомобилей, перейдет на природный газ. Всего же к 2030 году по прогнозам экспертов на газовом топливе будет работать более ста миллионов автомобилей.
Говоря о мировом развитии использования газа на транспорте, особо стоит отметить два государства: Иран и Пакистан. К началу 2000-ых парк автомобилей с ГБО был более чем скромным, у Пакистана – четыре тысячи, у Ирана и вовсе восемьсот автомобилей. Однако, за счет государственной программы эти страны за прошедшее десятилетие вышли в лидеры по количеству автомобилей с ГБО, а показатели роста и вовсе ошеломительные. Так, в минувшем году количество автотранспорта, оснащенного газобаллонным оборудованием, в Пакистане достигло двух с половиной миллионов автомобилей, а в Иране – два миллиона.
В нашей же стране обстановка с газификацией транспорта более печальная. Уже больше десяти лет правительство не может принять закон об альтернативных видах топлива, к которому относится и природный газ. Большинство аналитиков отмечают, что препятствует принятию данного нормативного акта Министерство финансов России, которое не хочет выделять денежные средства на финансирование федеральной программы газификации транспортной отрасли.
Одним из вариантов решения данной проблемы видится стимулирование перевода автопарков на газ региональными и местными властями. Но как показывает практика, в этом заинтересованы не все субъекты федерации.
Как отмечает большинство аналитиков, нет понимания на государственном уровне необходимости развития газомоторного топлива, а без участия государства данное направление развиваться не сможет. Поддерживают мнения экспертов и руководители компаний, работающих в газовой отрасли, которые сетуют на недостаточный уровень разработанности нормативной базы, в сфере газоснабжения автотранспорта. Все это порождает формирование каждым заинтересованным ведомством своих нормативов, что значительно осложняет создание эффективной системы обслуживания автомобилей с ГБО, а, следовательно, тормозит развитие технологий применения газа в качестве альтернативного топлива.
Впрочем, в начале октября этого года в Государственную Думу РФ был представлен на рассмотрение законопроект о стимулировании использования природного газа в качестве альтернативного топлива. В частности данный проект предусматривает, что все реконструируемые и вновь строящиеся автозаправочные станции должны оснащаться и оборудованием для заправки газом. Кроме того, предлагается внести поправки в закон об энергосбережении, предусматривающие ввод нормативов по замещению жидкого топлива газомоторным. Так что, вполне возможно, что газификация транспортной отрасли России наконец-то сдвинется с мертвой точки.

Видео по теме:

Газ или бензин?

На вопрос: «Что лучше бензин или газ?». Отвечают рядовые жители г. Казань (Татарстан)