Транссибирская магистраль

Руководство РЖД продолжает совершенствовать работу своей компании, ориентируя её на повышение качества оказываемых услуг. Так в настоящий момент ведется разработка проекта для привлечения грузовладельцев на транзитный коридор, соединяющий страны азиатско-тихоокеанского региона с Европой. По примерным подсчетам активное использование этого маршрута даст компании два миллиарда долларов дополнительной выручки. Однако успешной реализации данного направления мешает значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, а также далекое от европейских стандартов состояние Транссибирской магистрали.

Тем не менее, российские железнодорожники прилагают все усилия, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Так в рамках совместной российско-французской конференции «Россия – Европа», посвященной вопросам транспорта, президентом РЖД В. Якуниным была высказана мысль о создании логистического оператора по выполнению транзитных перевозок по направлению Запад – Восток. При этом перевозчик должен быть создан при участии нескольких транспортных компаний из разных стран. Таким образом, утверждает глава РЖД, значительно сократятся проблемы связанные с таможенным оформлением, решением технологических вопросов, кроме того, это позволит в значительной степени увеличить пропускную способность всей сети российских железных дорог.

Главный железнодорожник страны подчеркнул, что его компания уже начала подготовку к реализации данного проекта. В частности, уже практически завершен подготовительный этап разработки проекта «Транссиб за семь суток», предусматривающий движение ускоренного грузового поезда по маршруту Находка – Красное, протяженностью более девяти тысяч километров. Планируется, что в сутки поезд будет преодолевать расстояние более тысячи километров.

Отметим, что в настоящее время большинство экспертов оценивают транзитный потенциал Транссибирской магистрали в триста тысяч тонн. В то время как железнодорожники предполагают, что после проведения работ по совершенствованию инфраструктуры он сможет достигнуть восьмисот тысяч тонн. На данный момент в планах РЖД модернизация соединение Транссиба с Транскорейской магистралью, с последующей модернизацией последней, а также строительство новой ветки дороги до Вены с расширенной по европейским стандартам колеей.

Кстати, о необходимости развития данного транспортного коридора неоднократно говорили и представители бизнеса. Они отмечают, что в периоды роста объема перевозок: июль-август, ноябрь-декабрь – железная дорога не может в достаточной мере обеспечить разгрузку дальневосточных портов, в результате чего вместо регламентных трех суток контейнера простаивают в портах по полмесяца.

Но аналитики отрасли отмечают, что не все так просто, как кажется железнодорожникам, и одними денежными вливаниями ситуацию не исправить. Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, замечает, что вся российская транспортная инфраструктура отстала от общемировой в среднем на сорок лет. Таким образом, наша страна не может эффективно вписаться в мировую логистику. Эксперт отмечает, что наши дальневосточные порты, показывают качество работы на уровне европейских восьмидесятых годов, а Транссиб является устаревшей магистралью, так как многие современные варианты грузоперевозок на нем не осуществимы, например, по нему невозможна перевозка сорокафутовых контейнеров, а также нет возможности перевозить контейнера в два яруса. Все это делает Транссибирскую магистраль маневровой веткой на случай каких-либо затруднений на других транспортных коридорах, например, в Суэцком канале.

С этим мнением согласен и Богдан Зыков эксперт финансовой группы «БКС», который считает, что Транссибу не суждено стать центральным звеном, соединяющим Азию и Европу, однако, предлагаемые меры могут значительно улучшить позиции российских железных дорог в общемировой транспортной сфере. Б.Зыков отметил, что в реализации предлагаемого проекта модернизации заинтересованы, прежде всего, азиатские страны: Китай, Корея, Япония. При этом объем инвестиций должен составить не менее полумиллиарда долларов. Данные средства необходимы для серьезной реконструкции инфраструктуры: модернизация десяти сложных участков, переоборудование станций в целях увеличения их пропускной способности, перевооружение вагонного и локомотивного парка.

Как отмечают, практически все эксперты при правильной организации всей инфраструктурной модернизации, а также эффективном контроле над этим процессом, все инвестиции окупятся в течение десяти-двенадцати лет с начала работы по новой схеме.