Вопрос ужесточения государственного регулирования в сфере транспорта уже поднимался нами не единожды. Однако, эта тема настолько актуальна и касается каждого, не зависимо от того, является ли он перевозчиком, пассажиром или грузоотправителем, что имеет смысл обратить внимание на неё еще раз.
В настоящее время чиновниками разных ведомств готовятся документы, которые существенно изменят существующий порядок госрегулирования транспорта. Кроме общего увеличения требований к перевозчикам, будут значительно увеличены суммы штрафов и расширенны полномочия надзорных органов.

Штрафы и другие меры ответственности.

problema_transportaПервым шагом к усилению ответственности недобросовестных перевозчиков станет изменение размера штрафных санкций за правонарушения, совершаемые перевозчиками. Так за оказание транспортных услуг без соответствующей лицензии, либо с нарушением лицензионных требований планируется наказывать штрафом в размере ста тысяч рублей физическое лицо, и пятьсот тысяч рублей – юридическое. Напомним, что сейчас сумма штрафа за подобное нарушение законодательство составляет для граждан – две с половиной тысячи рублей, а для организаций – пятьдесят тысяч рублей. Как подчеркивают, в Ространснадзоре при определении штрафных санкций ведомство ориентировалось на доходы перевозчиков. К примеру, доход затонувшей «Булгарии» составлял порядка четырехсот тысяч рублей, поэтому штраф в пятьдесят тысяч не смущал владельцев теплохода.
Однако ни для кого не является секретом, что штрафы не могут в полной мере обеспечить качество оказания услуг. Нередки ситуации, когда перевозчики регулярно платят штрафы за нарушение лицензионных требований и продолжают эксплуатировать транспортные средства, не отвечающие требованиям безопасности. Теперь ситуация должна в этом плане существенно измениться, так как сразу четыре ведомства: МВД, Минтранс, Минфин, Минэкономразвития – ведут разработку поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые позволят сотрудникам транспортного надзора запрещать эксплуатацию транспортных средств, вплоть до изъятия их у владельца.
В настоящее время готовится перечень нарушений, за которые планируется задерживать транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов. В МВД подчеркивают, что изъятие транспорта мера действенная и необходимая, так как просто наложение запрета на эксплуатацию редко когда останавливает владельцев транспорта. Однако серьезную озабоченность у чиновников вызывает вопрос места хранения конфискованных транспортных средств. И если с автомобильным транспортом эта проблема решается относительно просто, то с местом хранения судов и самолетов могут возникнуть определенные сложности, тем более что специальных стоянок для подобных транспортных средств ни у правоохранительных органов, ни транспортного надзора практически нет.

Ужесточение требований к перевозчикам.

Но чиновники заинтересованы не только карать нерадивых перевозчиков. Существенное внимание в законопроектах отводится к так называемым превентивным мерам, призванным не допустить появление на рынке недобросовестных транспортников. В частности Минтранс РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой разрабатывают лимиты минимальной численности транспортных средств в компании для оказания тех или иных услуг.
Кроме того, уже представлены на рассмотрение правительству новые правила по допуску авиакомпаний к осуществлению воздушных перевозок в международном сообщении. Теперь распределение маршрутов между компаниями будет строиться в зависимости от объемов перевозок компании, её финансовых показателей и отсутствия задержек в работе. Интересно отметить, что проект обновленных правил готовила рабочая группа в состав которой вошли представители Минтранса, Росавиации, а также ряда крупных авиакомпаний страны.
Теперь подавать заявление на регистрацию нового маршрута могут только те авиакомпании, которые не имеют задолженности по уплате налогов, платежей во внебюджетные фонды, а также по оплате услуг аэропортов, в том числе за аэронавигацию и заправку воздушных судов. Также во время выполнения полетов перевозчик не может допустить более семи процентов задержек рейсов, либо отменить больше пяти процентов полетов по согласованным регулярным рейсам в течении сезона.
Аналитики уже подсчитали, что введение новых правил допуска к международным полетам значительно сократит число авиаперевозчиков в данном направлении. К примеру, Росавиация уже признала двадцать одну авиакомпанию финансово несостоятельной, в том числе такие авиакомпании как «Донавиа», «Авианова» и др. Также многие компании значительно превысили порог допустимых задержек рейсов.
В настоящий момент проект новых правил направлен для ознакомления всем авиаперевозчикам, после высказанных ими и правительством замечаний проект будет доработан и направлен для утверждения.

Изменения в работе надзорных органов.

Безусловно, такие меры требуют внесения изменений и в деятельность надзорных органов. Мы уже отметили, что планируется разрешить сотрудникам транспортного надзора проводить изъятие транспортных средств. Однако, чиновники ведомства отмечают, что исполнять данные требования законодательства практически некому, так как штатная численность Ространснадзора составляет всего шесть тысяч человек, причем количество инспекторов составляет примерно треть от этого числа. Таким образом, транспортный надзор не может эффективно охватить транспортную сферу страны в плане контроля за соблюдением действующего законодательства и применения санкций к нарушителям.
Кроме того, расширение полномочий требует наделения инспекторов Ространснадзора правом проверки любых транспортных средств. Также предлагается увеличить до одного года срок исковой давности за совершение правонарушений на транспорте.
Планируется разрешить использовать для фиксации нарушений и технические средства фото и видеосъемки. Например, это позволит отследить в портах факты перегруза судов, когда на борт принимается большее число пассажиров, чем допустимо по нормативным документам.

Таким образом, в ближайшее время работа перевозчиков страны кардинально изменится. Не исключено, что произойдет очередной передел рынка, так как значительное число мелких и даже средних перевозчиков будет вынуждено покинуть отрасль. Вполне вероятно, что большинство направлений перевозок будет практически монополизировано несколькими крупными компаниями, что в конечном итоге спровоцирует очередной рост стоимости транспортных услуг. Впрочем, если эти меры приведут к тому, что корабли перестанут тонуть, самолеты падать, а автобусы биться, то это удорожание того стоит.