Владение транспортными путями во все времена считалось залогом успешного развития государства в целом. Кроме того, от степени освоения того или иного направления зависит не только экономика страны, но и её безопасность.
arktikaИменно поэтому совсем не удивительно, что секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в ходе выездного совещания своего ведомства, прошедшего в Ненецком округе, обратил внимание на вопрос развития транспортной инфраструктуры в Арктике. По его словам, в настоящий момент отсутствие полноценной программы развития транспорта в этом регионе значительно снижает инвестиционную привлекательность региона, а также негативно сказывается на обороноспособности страны. Именно поэтому формирование современной транспортной системы в Арктике является одной из приоритетных задач для правительства страны.
Н. Патрушев отметил, что в настоящий момент в ходе реализации программы «Развития транспортной системы России на 2010 – 2015 год» запланировано строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт, а также трех линейных ледоколов на дизельном ходу мощностью по 25 МВт. Однако, это не сможет существенно сказаться на состоянии речного флота страны, который давно устарел как физически, так и морально. Причем более семидесяти процентов судов эксплуатируются больше двадцати лет, превышая все нормативы по эксплуатации.
Глава Совбеза сообщил, что его ведомство вынесло предложение правительству создать в регионе инвестиционные и налоговые льготы для развития транспортной инфраструктуры Арктики.
Отметим, что в арктической политике основное место занимает развитие северного морского пути. На данный момент аналитики прогнозируют, что в течение следующего года по нему пройдет более пяти миллионов тонн грузов, причем этот объем может быть увеличен не менее чем в десять раз. Увеличение объемов грузоперевозок по данному направлению связывают в первую очередь с началом промышленной разработки нефтегазовых месторождений на российском арктическом шлейфе, где сосредоточено около восьмидесяти процентов потенциальных запасов России, данных энергетических ресурсов. В настоящий момент начата разработка только сахалинского шельфа, объем запаса, которого составляет чуть более двух с половиной процентов от всего шельфового объема.

Требуется обновить северный флот

tankerНапомним, что северный морской путь является кратчайшим путем между европейскими странами и странами азиатско-тихоокеанского региона. Его протяженность почти семь с половиной тысяч морских миль. И Россия заинтересована в его активном использовании в качестве торгового пути. Однако, на данный момент российский гражданский северный флот не готов к росту объемов грузоперевозок. Это уже показала реализация проекта по добыче нефти и газа «Ямал-СПГ». В частности для успешного прохождения нефтеналивных танкеров в условиях климата Арктики необходимо сопровождение их ледоколами, парк которых значительно устарел, что не дает возможности полноценного использования ресурсов северного пути. Проблему транспортировки могло решить применение танкеров усиленного ледового класса, однако на данный момент судов такого класса у российского флота нет.

Отдать пол пирога за бугор!

Решить проблему, по мнению ряда экспертов, можно с помощью западных компаний, которые готовы работать в данном регионе и вкладывать в его освоения значительные средства. Однако, по мнению геополитика Алексея Макаркина делать это крайне нежелательно. Дело в том, что в освоении Арктики заинтересована не только Россия, но и США, Норвегия, Канада, Дания. И если западные компании придут в российский сектор Арктики, то страна значительно потеряет и в политическом, и в экономическом плане, не говоря уже о вопросах национальной безопасности.