Дефицит вагонов

Начало нынешнего года не избавило российские железные дороги от проблем с дефицитом подвижного состава. По-прежнему на многих крупных станциях отмечаются случаи задержки отправки грузов, и многие грузовладельцы не могут отправить груз своим контрагентам.

Критическая ситуация на железнодорожном транспорте стала складываться осенью минувшего года. В результате этого в ряде регионов Сибири были сорваны поставки зерна, каменного угля и других жизненно важных грузов. Порты Дальнего Востока не справлялись с количеством груза для обработки. Все это заставило правительство страны потребовать от руководства ОАО «РЖД» принятия мер по устранению практически кризисной ситуации на железнодорожных магистралях.

Одной из мер, предложенной железнодорожниками, является законодательное требование к частным операторам предоставлять свой подвижной состав для выполнения перевозок РЖД.

На минувшей неделе появился документ, регламентирующий финансовые отношения между РЖД и частным оператором. Свой приказ, регулирующие тарифы по использованию привлеченного подвижного состава, издала Федеральная служба по тарифам.

Данный документ исходит из принципа предоставления права РЖД устанавливать тариф для оплаты подвижного состава частных операторов. При этом основу данного тарифа будет составлять тариф по использованию инвентарного парка, принадлежащего РЖД. В частности, он может быть увеличен на десять процентов, либо уменьшен на тридцать. Тарифы будут устанавливаться ежеквартально с учетом потребностей в привлечении подвижного состава, планируемых сроков использования и других факторов деятельности РЖД. Документ обязывает публиковать тарифы по использованию не позднее, чем за десять дней до начала их применения. В приказе также отмечено, что тариф будет един, не зависимо от типа перевозимого груза, вида отправки, а также технологии перевозки и других специфических черт грузоперевозки, которые в обычной ситуации могут существенно влиять на стоимость перевозок.

Напомним, что двадцатого декабря 2011 г. глава правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление, которое разрешило ОАО «РЖД» привлекать полувагоны, принадлежащие частным операторам, для перевозок по заявкам грузоотправителей. Таким образом, РЖД получила право объявления аукционов или публичной оферты на право предоставления подвижного состава для перевозок по свободным тарифам, но в рамках отмеченного выше тарифного коридора. В то же время РЖД обязали заключить договор аренды полувагонов со своей «дочкой» «Второй грузовой компанией», данный подвижной состав также будет использоваться на условиях и по тарифам привлеченного парка.

К 1 марта текущего года в правительстве страны будет подготовлен законопроект, регламентирующий условия при которых правительство имеет право обязать частных собственников предоставлять полувагоны РЖД, а также будут описаны условия и порядок их передачи, а также возврата. В законопроекте обозначены и требования к компаниям операторам подвижного состава. Теперь эти компании должны содержать парк из не менее, чем в тысячу вагонов, а также имеет персонал с образованием не ниже средне-специального образованием и стажем работы в сфере железнодорожного транспорта не менее трех лет.

Тем временем руководство ОАО «РЖД» выступило с инициативой возложения  на частных операторов обязанности предоставлять не только полувагоны, но платформы с контейнерами. В компании отметили, что действительно, что ранее речь шла только о полувагонах, но часть операторов использует в своей работе только платформы с контейнерами, поэтому в РЖД предлагают, «раз оператор специализируется на контейнерных перевозках, то пусть предоставляет подвижной состав этого типа».

Предлагают железнодорожники, и ввести ответственность операторов за необоснованный отказ от предоставления подвижного состава, а также возложить на них обязанность формирования резерва вагонов, различных типов для выполнения срочных перевозок для оборонных нужд.