РЖД поезд

Прошло почти десять лет с принятия российским правительством Программы структурной реформы железнодорожного транспорта. В ходе реформирования планировалось улучшить безопасность и качество услуг железнодорожного транспорта, что окажет благоприятное воздействие на развитие отечественной экономики. Основными целями программы было: привлечение частных инвесторов в сферу железнодорожных перевозок, развитие инфраструктуры и технологий, а также снижение общих затрат на грузоперевозки. Все это должно оказать благотворное влияние на всю экономику страны, и в первую очередь на промышленный сектор, весьма зависимый от этого вида транспорта.

Программа предусматривала три этапа реализации. Первый этап занял всего два года (2001-2002) и носил подготовительный характер. В ходе него было образовано ОАО «РЖД» и разработана новая нормативная база, регламентирующая сферу железнодорожных перевозок. В ходе второго этапа (2003-2005 г.г.) произошло выделение различных подразделений ОАО «РЖД» в двадцать семь дочерних компаний. В настоящий момент реализуется третьи этап, целью которого является формирование рыночной конкуренции в сфере железнодорожных перевозок, что приведет к снижению стоимости услуг. Но уже сейчас можно констатировать, что рынок не сложился. Практически весь подвижной состав входит в состав двух компаний: «Первая грузовая компания» и «Вторая грузовая компания» — аффилированных с ОАО «РЖД». Это привело к нерегулируемому росту тарифов на грузоперевозки.

В настоящий момент реформа находится в таком состоянии, что необходимо взвесить все её сильные и слабые стороны, чтобы внести коррективы в её ход для достижения поставленных целей.

Для большинства транспортных компаний реформа железнодорожного транспорта оказала положительное влияние. Стоимость грузоперевозок регулярно растет, не менее регулярно проходит обновление подвижного состава, окупаемость которого составляет пять-семь лет. ОАО «РЖД» получает от государства миллиардные компенсации за убытки от пассажирских перевозок, при этом направляя не меньшие суммы на инвестиционные проекты. Однако, грузовладельцы несут колоссальные затраты на транспорт, не смотря на заявленные в программе цели снижения стоимости перевозок. Не улучшилось и качество предоставляемых железнодорожным транспортом услуг: сохраняется нехватка подвижного состава, затягивается обработка грузов, непрозрачен и процесс тарифообразования. Поэтому грузовладельцы не видят в процессах реформирования ничего положительного для себя и сомневаются в достижении намеченной в ней цели. В настоящий момент грузовладельцами выработано ряд мер, призванных направить реформу в нужную сторону. В частности они выступают за административные и финансовые условии по ликвидации нехватки подвижного состава, за установление предельных тарифов на перевозку грузов, в которых необходимо выделить локомотивную и инфраструктурную части, а также запретить ограниченный доступ на объекты железной дороги общего пользования. Однако, на эти мнения пока что никто не обращает внимание. Перспективы же транспортной реформы дальше весьма туманны. Самый возможный вариант, что ОАО «РЖД» продолжит неконтролируемый рост тарифов, указывая на создание рынка ж-д перевозок. Вместе с тем официально само ОАО «РЖД» получит снижение прибыли, ушедшей ее дочерним компаниям, компенсировать это снижение будет скорей всего государство, направляя средства на развитие транспортной инфраструктуры. В этой связи видится только один выход из сложившейся ситуации, позволяющий достичь обозначенной в программе реформирования основной цели, необходимо обратить внимание на грузовладельцев и прислушаться к их мнению, т.к. именно они и создают экономику страны. В настоящий же момент локомотив реформы движется в тупик.