Решение о необходимости разработки подпрограммы «Модернизация промышленного транспорта», которая должна войти в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» было принято Правительством РФ в феврале прошлого года. Государственным заказчиком подпрограммы определен Минтранс РФ, а ее основным разработчиком — Промтрансниипроект.

Модернизация

Цель подпрограммы:

  • повышение эффективности промышленного транспорта
  • совершенствование и обновление его технических средств и технологий
  • совершенствование и обновление законодательной и нормативной базы
  • повышение производительности
  • улучшение условий труда
  • улучшение подготовки кадров.

Программный подход к модернизации промышленного транспорта позволит сориентировать руководителей предприятий различных отраслей экономики, администрации, потенциальных инвесторов, научные и проектные организации в выборе предпочтительных и наиболее эффективных проектов и инструментов модернизации. Сконцентрировать на их осуществлении имеющиеся ресурсы.

Модернизация даст возможность сократить логистические затраты в сфере промышленного транспорта. Однако эффект от реализации мероприятий подпрограммы проявится не только на промышленных предприятиях, но также на стыках взаимодействия со структурными звеньями магистральных видов транспорта.

Мероприятия, намеченные в проекте подпрограммы, ориентированы не только на повышение технического и технологического уровня промышленного транспорта. Они предполагают повышение качества и расширение спектра услуг, оказываемых в этих звеньях обработки грузопотоков. Именно здесь, например, возможно создание операторских транспортно-экспедиторских компаний, агентств региональных логистических центров и др.

Должны быть реализованы мероприятия по внедрению на промышленном транспорте современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.

В подпрограмме получат отражение региональные аспекты модернизации транспортно-складского хозяйства предприятий во взаимосвязи с проводимой реконструкцией и развитием в регионах магистральных видов транспорта, созданием информационно-логистических центров. Так же для каждого вида промышленного транспорта будут определены приоритетные направления развития.

Для промышленного железнодорожного транспорта основными направлениями являются:

  • разработка и организация производства промышленных тепловозов нового поколения, а также путевых машин прогрессивных конструкций;
  • модернизация тяговых агрегатов с осевой нагрузкой 26 те для вывозки горной массы из глубоких карьеров с уклонами пути до 80 %;
  • создание нового семейства вагонов-самосвалов с повышенной осевой нагрузкой и специализированных вагонов, обеспечивающих автоматизированную загрузку и разгрузку опасных грузов;
  • увеличение общей протяженности путей, оснащенных контактной сетью для электроподвижного состава, а также путей на железобетонном подрельсовом основании.

Модернизация промышленного автомобильного транспорта предполагает:

  • разработку и выпуск автотранспортных средств (тягачей, прицепов, полуприцепов) новых поколений, учитывающих особенности транспортировки, погрузки и разгрузки на предприятиях различных отраслей экономики;
  • создание карьерных автосамосвалов новых модификаций грузоподъемностью 200-220 т, специализированных автотранспортных средств грузоподъемностью до 150 т для доставки тяжеловесных грузов;
  • модернизацию автомобильных дорог;
  • улучшение базы технического обслуживания, а также ремонта подвижного состава и дорог.

транспортПроект подпрограммы включает направления модернизации и развития специальных видов промышленного транспорта (конвейерного, гидравлического, канатно-подвесного), совершенствование технической базы, а также технологий погрузочно-разгрузочных и складских работ, широкое развитие контейнерных перевозок. В проекте указаны важнейшие целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2010 г. по объемам перевозок, повышению их качества, обеспечению необходимого уровня безопасности, снижению неблагоприятного воздействия на окружающую среду, модернизации основных фондов промышленного транспорта, созданию новых рабочих мест.

Ориентировочный общий объем потребных капиталовложений, необходимых для реализации подпрограммы, превышает 1 трлн руб. (в ценах 2001 г.). Финансирование подпрограммы из Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ предусмотрен в объеме немногим более 600 млн руб.