промышленный транспорт

Суммарный годовой объем грузоперевозок всеми видами промышленного транспорта составляет сегодня более 10 млрд тонн.

Эксплуатируемые на промышленном транспорте основные фонды весьма значительны и по количественным их оценкам вполне сравнимы с основными фондами магистральных видов транспорта. Так, общая протяженность путей промышленного железнодорожного транспорта составляет более 50 тыс. км, а автомобильных дорог промышленного назначения свыше 300 тыс. км. В инвентарном парке подвижного состава почти 13 тыс. локомотивов, свыше 110 тыс. грузовых вагонов и более 1 млн грузовых автомобилей.

Общая длина конвейерных линий и установок, эксплуатируемых на промышленных предприятиях, превышает 5 тыс. км, гидротранспортных линий 2 тыс. км, грузовых канатно-подвесных дорог 150 км.

Промышленные предприятия имеют в эксплуатации более 200 тыс. ед. разнообразной погрузо-разгрузочной и складской техники.

Анализ, проведенный Промтрансниипроектом, свидетельствует, что основные фонды промышленного транспорта характеризуются значительным физическим и моральным износом. Темпы обновления этих фондов многократно отстают от темпов их выбытия из эксплуатации. На промышленном железнодорожном транспорте более трети парка тепловозов, половина парка электровозов и 40 % парка тяговых агрегатов имеют возраст свыше 20 лет и подлежат списанию.

Основные промышленные локомотивы — тепловозы серии ТГК, ТГМ, ТЭМ, тяговые агрегаты ПЭ2М, созданные еще в 60-х годах прошлого столетия, с тех пор практически не подвергались модернизации и представляют собой моральной устаревшие тяговые средства. Аналогичные реалии имеет вагонный парк.

За пределами амортизационных сроков находится 2/3 парка эксплуатируемых в промышленности грузовых автомобилей. Несовершенна структура вагонного и автомобильного парков. В них низка доля специализированного подвижного состава.

С середины 80-х годов прошлого века практически прекратилось развитие конвейерного и гидравлического транспорта. Используемые грузовые подвесные канатные дороги базируются на оборудовании, созданном более 30 лет назад. Предельно изношено и не отвечает требованиям времени погрузочно-разгрузочное и складское оборудование.

Низкий технический уровень промышленного транспорта проявляется в росте аварийности, нередко приводящей к тяжелым последствиям, в срывах обслуживания производственных процессов и их остановкам, в длительных задержках обработки грузов, поступающих на предприятия и отправляемых с них, в значительных затратах и убытках, связанных с выполнением транспортных и грузовых операций.

Техническая и технологическая отсталость промышленного транспорта, многолетний дефицит инвестиций в его модернизацию и развитие могут привести к тому, что он станет слабым звеном в единой транспортной системе России. Назрела неотложная необходимость коренной программной модернизации промышленного транспорта.