Довольно большую часть в общем объеме грузоперевозок составляют скоропортящиеся грузы. Такие грузы можно поделить на несколько групп:

  1. Сырые продукты растительного происхождения: овощи, фрукты, плодово-ягодная продукция, грибы.
  2. Сырые пищевые продукты животного происхождения: мясо, молоко, непереработанные морепродукты яйца и т.д.
  3. Готовые продукты питания: молочные, рыбные, мясные изделия.
  4. Саженцы деревьев, кустарников, цветов и т.д.

Для каждой из этих групп имеются свои особенности и требования по выполнению процесса перевозки. Перевозчику это необходимо учитывать при заключении договора, во избежание различных негативных последствий. Рассмотрим более подробно специфику перевозки автомобильным транспортом некоторых видов скоропортящихся грузов.

Овощная и плодово-ягодная продукция, фрукты.

скоропортящиеся продуктыПравила перевозки скоропортящихся грузов предусматривают, что перевозка фруктов и овощей может осуществляться неспециализированным грузовым транспортом, например, в автомобилях с тентом или проветриваемых фургонах, но при этом это возможно только при положительных температурах воздуха, а сам процесс транспортировки не должен превышать шести часов. Кстати, для свежей зелени действует иное ограничение по времени, ночью и утром её нельзя перевозит более трех часов.

Так как перевозимый груз предназначен для употребления в пищу, существуют определенные санитарные нормы в отношении транспортного средства. Обязанность проверки соответствия автотранспорта данным требованиям лежит на грузоотправителе, но при этом за его техническую исправность, а также работоспособность рефрижераторного фургона отвечает перевозчик.

При выполнении грузоперевозок автотранспортом с рефрижераторными установками необходимо, чтобы грузовое отделение было охлаждено до требуемой температуры. Её соответствие нормам отмечается в листе контрольных проверок температуры, являющемся приложением к товарно-транспортной накладной. Проверку температурного режима перед отправкой делает грузоотправитель, а также получатель по прибытию груза к месту назначения. Перевозка фруктов и овощей осуществляется только в специализированной таре, которая должна соответствовать ГОСТу по тарной продукции. Укладка продукции должна обеспечивать их защиту от порчи и повреждений, а также все фрукты и овощи должны быть рассортированы по степени зрелости. К транспортировке допускаются только сухие, чистые, неповрежденные фрукты и овощи.

Мясо

Перевозка мяса требует предварительной подготовки груза. Допускается перевозка туш крупного рогатого скота только разделанных на половины или четверти. В обезглавленном виде можно перевозить туши мелких животных, таких как свиньи, овцы и т.д. При этом, ко всем тушам действуют требования по их состоянию. В частности, туши должны быть разделаны, очищены от посторонних веществ, в том числе и от остатков внутренностей. При транспортировке в рефрижераторе необходимо исключить попадание на тушу льда или снега. Перевозка мяса, в виде блоков выполняется при условии их полной заморозки. Кроме того, блоки должны быть обернуты прозрачной пищевой пленкой и уложены в коробки.

Колбасная продукция и копчености.

Продукты переработки сырья животного происхождения также требуют особых условий транспортировки. В частности, перевозка колбасы и других колбасных изделий, выполняется только с использованием специальных ящиков для транспортировки. Жиры перевозятся в бочковой таре, а также в банках или брусками. Перевозка солонины допускается только в бочках и после того, как с момента засолки прошло как минимум десять суток. Перевозка субпродуктов выполняется в замороженном виде, а птица может перевозиться как в замороженном состоянии, так и в охлажденном, но в обязательном порядке должна быть упакована в ящики. Дичь к перевозке принимается в неощипанном виде и замороженная.

Однако, независимо оттого, что порядок перевозки скоропортящихся грузов регламентирован соответствующими нормативными актами, грузоотправитель и перевозчик могут некоторые моменты в этом процессе по двухстороннему соглашению изменить. При этом изменение условий транспортировки не должно отрицательно сказаться на качестве груза. Для исключения возможных неприятностей и спорных моментов в случае наступления повреждения или порчи груза, необходимо заранее в договоре или путем составления соответствующего соглашения, указать все отступления от правил перевозки скоропортящихся грузов и определить порядок ответственность каждой из сторон.