Морские перевозки

Регулярное (линейное) судоходство – наличие заранее определенного расписания, наличие заранее определенных маршрутов движения судов, ценой перевозки является тариф, договором перевозки служит линейный коносамент.

Базовый порт – судно заходит в любом случае. Факультативный порт – только если там есть подтвержденный груз.

Суть линии – договор между судоходными компаниями об организации регулярного сообщения между определенными базовыми портами. Компания аутсайдер – выживает за счет более низких тарифов. Вообще, линия – картельное соглашение, которое монополизирует перевозку на определенном маршруте. Тарифы в линейном судоходстве всегда максимальные и не подлежат обсуждению. Аутсайдеры, как правило, не выживают, их поглощают или скупают.

Гаагские правила (Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924) – устанавливают положение о коносаменте. По ним любой фактический перевозчик несет ответственность за погрузку, выгрузку, перевозку. В морских перевозках участвуют не только морские перевозчики, но и договорные перевозчики (по договору). 1978 – Конвенция ООН о морской перевозке груза (Гамбургские правила), здесь появилось понятие договорного перевозчика, и изменились принципы ответственности, которые используются при перевозке груза морским транспортом. В Гаагских – перевозчик освобождается от ответственности в случае небрежного обращения к груза, в Гамбургских это положение исчезло.
На данный момент порядка 70 государств присоединились к этим правилам. В РФ протокол не ратифицировали до сих пор, хотя вступили еще в 1997.

Гамбургские правила изменили период действия ответственности перевозчика. Она наступает в момент принятия груза в пункте отправление и заканчивается после выдачи грузополучателю.

По любой конвенции перевозчик виноват в том, что с грузом что-то произошло. Ответственность перевозчика всегда ограничена.

Документы оборота:

При организации экспортной перевозки из РФ любой отправитель составляет и направляет в порт отправления экспортное поручение на перевозку (6 экземпляров). На основании экспортного поручения порт принимает груз, а агент производит бронирования для груза на судне. Подтверждение бронирование – букингнота.

Тальманская расписка – составляется перед погрузкой. Тальманы следят за сохранностью груза, обязаны проверить количество груза, что нет повреждения. Тальманы не подчиняются никому, независимые эксперты.

На 2 экземплярах экспортного поручения расписывается штурман (штурманская расписка) – после этого груз считается погруженным. Означает, что груз покинул страну.

После того, как груз погружен, составляется договор перевозки (коносамент).

Виды коносамента (по тому, как заполнена графа «Получатель»):

  • Именной. На определенное лицо.
  • Ордерный. To order of.. Приказом от
  • На предъявителя. Не заполнена. Редко используется.
  • Чистый (clean) – груз без повреждений
  • Грязный (fault) – груз с повреждениями, и это указано в коносаменте. По нему нельзя получить деньги от получателя. По практике – пишут гарантийные письма к чистым коносаментам, в которых указывается, что любые претензии, связанные с повреждениями, перекладываются на отправителя. Гарантийные письма считаются ничтожными документами, не считаются доказательством в суде.
  • Бортовой (уже погружен на судно)
  • Небортовой (груз, принятый к перевозке)
  • Долевой (один груз нескольким получателям). Delivery order – у каждого получателя на определенное количество груза
  • Сквозной (плата за все расстояние в пути)

Функции коносамента:

  1. Договор перевозки. Все оговорено на обратной стороне мелким шрифтом.
  2. Подтверждение принятия груза на борт.
  3. Товаро-распорядительный документ. То есть он является ценной бумагой, по которой можно продать, передать право собственности, заложить груз. Передать право собственности можно путем внесение передаточной надписи индоссамента в ордерный коносамент (по именному коносаменту нельзя).

Любая судоходная линия всегда выпускает 3 оригинальных экземпляра коносамента (full set). Все отправляются в банк импортера или получателю. По прибытии груза в порт назначения коносаменты сдаются в соответствующую линию, и судоходная компания выписывает release (разрешение на выдачу груза).

По прибытии в порт груз принимается по общему акту, составляется акт извещения при наличии повреждений на основании тальманской расписки. Акт экспертизы – указываются сами повреждения. После этого предъявляется претензия перевозчику.

Все перевозчики действуют через сеть своих агентов, в реальной жизни все коносаменты подписываются этими агентами.

Цена любой линейной перевозки – тарифы. Как правило, они оглашаются за месяц по каждому виду товаров. NOS – not otherwise specified, если товара нет в списке тарифов. Box rate (20’, 40’) – по контейнерам. COС/SOC – контейнер принадлежит нам или перевозчику. К тарифу добавляются надбавки:

  • BAF – бункерная надбавка, плата за топливо.
  • CAF – валютная надбавка.
  • ISPS – сбор за безопасность.
  • Надбавка за перевозку специального, опасного груза.

грузоперевозки по морюНерегулярное (трамповое) судоходство – отсутствие заранее оговоренного расписания и маршрута движения судов, цена – ставка фрахта, договор – чартер.

Разновидности чартера:

  1. Рейсовый (voyage charter party)
  2. Time charter. Переменные расходы – фрахтователь, постоянные расходы – фрахтовщик.
  3. Demise charter. Все расходы на фрахтователе.
  4. Bareboat charter. Судно приходит без команды. Все расходы на фрахтователе.

2-4 – не договоры перевозки, а договоры аренды. Только рейсовый – договора перевозки.

Фрахтовщик – предоставляет судно, фрахтователь – предоставляет груз. Фрахтовщика можно называть судовладельцем, но это не всегда так.

Любой чартер содержит ряд атрибутов по судну и по грузу.

По судну: В любом чартере указывает наименование судна, его флаг, класс (соответствие определенным техническим требованиям, определяется Классификационным Сообществом) и технические характеристики (размер, dead weight, грузовместимость). Малейшее расхождение может привести к смене судна. Также указывается местоположение судна (где находится на момент заключения чартера), начальная и конечная дата прибытия судна под погрузку (lay / can).

Законный груз:

  1. Неконтрабандный
  2. Не запрещенный к ввозу или вывозу в данной стране.
  3. Не опасный для судна и команды
  4. Не требующий переоборудования грузовых помещений