Модель EOQ

формула EOQ

EOQ — оптимальный размер заказа

C — издержки размещения заказа (не зависит от величины заказа)
R — ежемесячный детерминированный спрос на продукт
H — издержки хранения единицы товара в месяц

EOQ

Рис. 1 Зависимость издержек от размера заказа в модели EOQ

eoq-norm

Рис. 2 Нормальное распределение

Ряд специалистов утверждают, что классическая модель экономичного размера заказа EOQ не в полной мере учитывает современные реалии и поэтому некорректна. Другие, напротив, обосновывают возможность ее использования в российской действительности. Практика свидетельствует, что применение такой модели целесообразно тогда, когда суммарные затраты на выполнение заказа и хранение превышают отметку 5 % стоимости самих запасов. При этом надо помнить, что в стоимость хранения входят затраты на связанный в запасах капитал, и, кроме того, учитывать следующее:

  • малые отклонения от оптимального размера заказа не оборачиваются большими потерями;
  • при завышенном размере заказа потери оказываются меньше, чем при заниженном;

Изменение затрат на содержание запасов в большей степени влияет на оптимальный размер заказа, чем изменение в затратах на его выполнение.

У предприятий нередко возникает вопрос, как следует учитывать в модели EOQ те ценовые скидки, которые готов предоставить поставщик в случае увеличения размера заказа (закупаемой партии), т.е. когда цена на товар зависит от объема его закупки.

Для решения данной задачи необходимо рассчитать такой размер заказа, при котором суммарные затраты с учетом закупочной стоимости будут минимальными, причем размер заказа не обязательно должен быть равен его оптимальной величине.

Примем следующий алгоритм решения задачи.

  1. Необходимо рассчитать оптимальный размер заказа  при наличии скидки.
  2. Если окажется, что  будет больше или равен, тогда предложение поставщика выгодно и с ним следует согласиться. Однако в случае, если будет меньше, то необходим переход к третьему шагу.
  3. Нужно определить суммарные затраты для оптимального размера заказа без учета ценовой скидки и для минимального возможного размера заказа с учетом скидки и затем следует сравнить их, приняв в итоге выгодное решение.

Вывод: если предложение поставщика по скидке невыгодно, необходимо просить увеличения скидки или максимально уменьшить размер заказа при скидке.