Смешанные перевозки

При смешанных (комбинированных) перевозках доставка груза осуществляется последовательно двумя или более видами транспорта с передачей в пунктах перевалки от одного вида транспорта на другой. Водные виды транспорта (морской и речной) до 90 % общего объема своих перевозок осуществляют в смешанных сообщениях с участием железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

До 40 % всех грузов железнодорожного транспорта подвозится к пунктам перевалки на стальные магистрали или отвозится от них другими видами транспорта. И только автомобильный транспорт способен доставлять грузы «от двери до двери». Однако для него характерны низкая средняя дальность маршрутов во внутренних сообщениях (примерно 23 км), высокая себестоимость перевозок, значительный уровень загрязнения окружающей среды и большая трудоемкость.

Несмотря на широкое развитие и громадные объемы таких грузоперевозок, только мизерная их доля учитывается статистикой. Эту долю называют прямыми смешанными перевозками, так как они оформляются одним перевозочным документом (накладной) на весь путь следования груза. В результате отпадает необходимость оформлять такие документы в каждом пункте его перевалки. Эффективность смешанных перевозок во многом зависит от величины затрат на грузовые операции и хранение грузов в пунктах перевалки, а также от уровня координации и взаимодействия стыкующихся в этих пунктах видов транспорта. История зарождения и развития смешанных перевозок в нашей стране подробно описана в учебном пособии «Мультимодальные и интермодальные перевозки», выпущенное московским издательством «Росконсульт». Авторы пособия Светлана Милославская и Константин Плужников пишут, что в советское время были рождены многие инициативы, нацеленные на обеспечение эффективного взаимодействия видов транспорта в пунктах перевалки грузов.