Обратная логистика - зеленый подход

Не так давно в американском журнале «On the MHOVE» (winter, 2002, volum 02/ussue 04) была напечатана статья «Reverse Logistics — The Green Approach» («Обратная логистика — зеленый подход»). Ее автор Рэй КУЛВИЦ, известный специалист США в области переработки отходов и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Предлагаю вниманию читателей реферат, подготовленный одним журналом на основе этой статьи.

Под обратной логистической функцией понимается оптимизируемый комплекс взаимосвязанных процедур по обеспечению эффективного сбора, сортировки, докомплектации, переработки, восстановления и утилизации товаров. Это тары, упаковки бывших в употреблении промышленных отходов, а также товаров, возвращаемых в связи с истечением сроков их реализации, неисправностью, повреждением, ошибками, допускаемыми при комплектации заказов или их адресовании. Этот материальный поток не обязательно проходит те же звенья прямой логистической цепи, по которой изготовленный товар в упаковке следовал к потребителям. Такой поток в сопоставлении с прямым характеризуется несравнимо малой стоимостью образующих его материальных предметов. Вместе с тем для него характерно особенно негативное воздействие на окружающую среду.

Парламенты ряда стран мира обсуждают законопроекты либо уже приняли законы, регламентирующие практику сбора, а также утилизации промышленных и бытовых отходов. В этих законодательных актах определяется степень экономической и социальной ответственности фирм и компаний — изготовителей продукции после выбывания ее из эксплуатации или потребления и представляющей опасность для окружающей среды. К такой продукции относятся многие изношенные товары — автомобили, холодильники, персональные компьютеры, печи СВЧ, тостеры, кондиционеры, стиральные машины, телевизоры, магнитофоны и другие изделия бытового назначения. Первой страной ЕС, в которой два года назад принят соответствующий национальный закон, стала Голландия. Законом предусмотрена доставка указанных промышленных товаров от покупателей на утилизационные предприятия за счет компаний-изготовителей.

Принятие подобных законов поставило перед компаниями — изготовителями указанной техники сложную проблему создания ее экологически ориентированных элементов. Решение этой проблемы предусматривает удешевление и облегчение демонтажных и разборочных операций, широкое использование легко утилизируемых материалов и компонентов. Утилизация должна быть нацелена не только на переработку и преобразование изношенной техники во вторичное сырье, но и на использование годных ее компонентов при ремонте техники находящейся в эксплуатации, а иногда даже в новом производстве. Например, всемирно известная компания «Ксерокс» ежегодно использует в своих мастерских по ремонту светокопировальных машин указанные (подвергнутые нормоконтролю) компоненты на общую сумму около 60 млн долл. США.

Сегодня в США 75 % элементной базы изношенных или поврежденных автомобилей (по общей массе) подвергается последующей утилизации, а 25 % — уничтожению. По прогнозам ряда американских экспертов, это соотношение к 2015 г. будет следующим — 95 и 5%.

Эффективное решение проблемы сбора, удаления и утилизации отходов требует значительных затрат. Иногда эти затраты могут превысить выгоды, получаемые при утилизации отходов. Однако всегда следует учитывать получаемый при этом экологический эффект. Кроме того, имеются возможности задействовать логистические подходы для сокращения затрат на сбор, доставку и утилизацию отходов. Эти подходы заключаются в максимальном сокращении объемов транспортируемой изношенной продукции путем ее разборки на детали, узлы, прессования отходов в брикеты, строительства предприятий, занимающихся утилизацией отходов в местах преимущественного возникновения последних.

Изучение опыта ряда компаний США показало, что компании, разработавшие и реализующие «зеленые» программы «обратной» логистики сегодня обладают большей конкурентоспособностью в сравнении с компаниями, не имеющими таких программ. У компаний, реализующих «зеленые» программы почти вдвое выше темпы роста текущих доходов и объемов продаж.