Переход нашей страны к рыночной экономике и связанное с ним акционирование предприятий водного, автомобильного, воздушного, а теперь и железнодорожного транспорта привели к разнообразию форм собственности хозяйствующих в этой сфере субъектов, к изменению характера экономических взаимоотношений между ними.

смешанные перевозки

Например, морские порты сегодня полностью руководствуются собственными экономическими интересами и независимы от морских пароходств, в состав которых они ранее входили. Стивидорные компании, осуществляющие перегрузочные операции в портах, обрели права акционерных обществ. На территории портов работают подразделения государственной таможенной службы и других видов госнадзора. Все эти юридически самостоятельные структуры, функционирующие в морском порту, вместе со столь же независимыми припортовыми железнодорожными станциями, обслуживающими порт автомобильными хозяйствами, судоходными и экспедиторскими компаниями являются организаторами и участниками смешанных перевозок грузов — звеньями общей цепи продвижения грузопотоков. Для обеспечения паритета в их правовых взаимоотношениях давно назрела необходимость принятия федерального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках».

К такому объективному выводу пришла еще в марте 1998 г. совместная коллегия министерств транспорта и путей сообщения РФ, одобрившая концепцию нового законопроекта. В конце 1999 г. Минтранс РФ, завершив работу над законопроектом и согласовав этот документ с тем же МПС РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, передал его на рассмотрение в Правительство РФ. Здесь законопроект находился больше двух лет и вернулся в тот же Минтранс РФ.

Оказалось, что необходимость в Федеральном законе «О смешанных (комбинированных) перевозках» отпала сама по себе, поскольку, так называемые, прямые смешанные перевозки занимают в общем объеме смешанных грузовых перевозок очень незначительную долю (менее двух процентов).

Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что министерства, принимавшие участие в подготовке законопроекта и одобрившие 4,5 года назад его концепцию, знали статданные, касающиеся объемов прямых смешанных перевозок. Законопроект был ориентирован на создание правового поля для организации всех видов смешанных перевозок, а не только прямых смешанных, оформляемых по одному перевозочному документу.

Поскольку в тексте законопроекта регулировались лишь основные положения во взаимоотношениях сторон, участвующих в смешанных перевозках, намечалось разработать и утвердить ряд подзаконных нормативно-правовых актов, а именно: Типовое положение об операторе смешанной перевозки, новое Типовое положение об узловом соглашении, новые Правила перевозок грузов в смешанных сообщениях, Положение о таможенном перевозчике и др.

смешанные перевозки

К сожалению, до сих пор закон, столь необходимый всем участникам смешанных перевозок, так и не родился, нет и соответствующих ему подзаконных актов. Зато легко рождаются ведомственные положения по правовому регулированию перевозок. Так, МПС РФ недавно утвердило временное положение о компании — операторе железнодорожных перевозок, а ГГК РФ — положение о таможенном перевозчике на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Для организаторов и участников смешанных сообщений на основе логистических технологий необходимо не только единое правовое и информационное пространство. Нужны также прогрессивные технические средства и системы бесперегрузочных сообщений с широким использованием современного подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей), большегрузных контейнеров, портовых перегружателей, паромных переправ. Иными словами, проблема эффективной организации смешанных перевозок и их логистизации требует комплексного подхода и не может быть успешно решена путем оптимизации отдельно взятых процессов или звеньев в цепях транспортировки.