Перевалка груза

Весьма эффективным оказалось использование в транспортных узлах непрерывных планов-графиков их работы. Впервые такой план-график был разработан четверть века назад по инициативе О.Н. Терехова в Ленинградском морском торговом порту. Он предусматривал согласованную подачу судов, вагонов, автомобилей к пунктам перевалки, улучшение использования подвижного состава, ускорение грузовых операций. В порту был образован координационный совет из представителей взаимодействующих видов транспорта. Благодаря разработке и применению планов-графиков себестоимость перевалки грузов в порту снизилась на 18%, доля перевалки по прямому варианту «судно — вагон» выросла до 70 %, а производительность труда докеров поднялась на 77 %. Почти вдвое сократились сроки нахождения в порту внешнеторговых грузов.

Вскоре опыт Ленинградского морского порта по внедрению непрерывных планов-графиков получил распространение в 140 транспортных узлах СССР, в 39 морских и в 78 речных портах.

Газеты и журналы того времени писали об эффективной вариации этого опыта в Новосибирском транспортном узле, где был создан единый технологический процесс работы железнодорожной станции Новосибирск-Товарный, Новосибирского речного порта и автоколонны N 1231. На Западносибирской, Восточно-Сибирской железных дорогах, в Западно-Сибирском, Иртышском и Енисейском речных пароходствах разрабатывались и применялись совместные календарные графики отгрузки с шахт и перевалки на суда каменного угля.

Опыт Ленинградского морского торгового порта распространялся под активным политическим нажимом со стороны государственных директивных органов. Вместе с тем у непосредственных участников смешанных перевозок отсутствовали экономические стимулы внедрения опыта.

Сегодня об этом опыте организации смешанных перевозок уже мало кто помнит. Да и вряд ли можно возродить его использование в современных рыночных условиях, когда на арендованных территориях транспортных узлов работают десятки экспедиторских и стивидорных компаний, автоперевозчиков, таможенных структур, многочисленные представители грузовладельцев, не связанные друг с другом общими интересами взаимодействия.

И все же нельзя утверждать, что рассматриваемый опыт канул в лету. В наше время его ростки пробиваются при внедрении информационных технологий, объединяющих торговые и транспортные связи.