Разработанный три года назад и переданный на рассмотрение в Госдуму РФ проект национального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках» нацелен на сближение отечественных и мировых правовых норм в этой сфере деятельности.

Смешанные перевозкиВ соответствии с мировой практикой выдаваемые грузо-сопроводительные документы (сквозные коносаменты или международные накладные) должны иметь определенную проформу и защиту от подделок, поскольку являются основой оформления сделок купли-продажи грузов в пути их следования.

Кроме того, такие документы имеют статус финансовых, так как участвуют в банковских операциях. Нормальная международная практика исходит из того, что на обратной стороне грузо-сопроводительного документа указываются типовые положения договора прямой смешанной перевозки, ответственность за груз и сроки его доставки, право замены вида транспорта, место и порядок рассмотрения споров и прочие условия. А лицевая сторона документа служит для размещения информации о грузе, отправителе, получателе, перевозчике, а также служебных отметок.

Сейчас в России нет типовой национальной проформы подобного документа. Полагаем, что он должен быть на двух языках с подстрочным переводом позиций на русский. В соответствии с мировой практикой на каждом этапе смешанной перевозки к сквозному перевозочному документу прилагаются локальные транспортные документы, оформляемые на каждом участке перевозки по национальным правилам соответствующего вида транспорта и на национальном языке.

Пока же у нас сложилась такая законодательно-правовая ситуация когда международные интермодальные (смешанные) перевозки могут осуществляться с оформлением их коносаментами международной организации экспедиторских ассоциаций ФИАТА. Дело в том, что Гражданским Кодексом РФ закреплено право российской экспедиторской компании при доставке груза по договору «от двери до двери» обозначать себя в транспортных документах как «отправителя», «получателя» или одновременно «отправителя и получателя» груза вместо реального грузовладельца.

Комбинированный перевозкиВо многих странах мира перевозка, имеющая такое документальное оформление классифицируется как прямая смешанная, со всеми вытекающими последствиями и преимуществами в отношении перепродажи груза в пути. Таким образом, организация, ее осуществляющая, рассматривается на территории России как экспедитор, а вне границ как оператор смешанной перевозки. При этом должны быть соблюдены два обязательных условия: между грузовладельцем и экспедиторской компанией должен быть заключен договор экспедирования от места погрузки в стране отправления до места выгрузки в стране назначения, и установлена фиксированная плата за эту услугу. Экспедиторская компания должна иметь право на выдачу коносамента ФИАТА, оформленного в соответствии с международными требованиями.

Сегодня право выдачи коносаментов ФИАТА имеют лишь около трети общего числа членов, входящих в Ассоциацию экспедиторов Российской Федерации (бывш. назв. Российской ассоциации международных экспедиторов). Вместе с тем в стране работают тысячи экспедиторов, организующих международные перевозки, но не имеющих права выдачи коносаментов ФИАТА.

Обязательным требованием такого коносамента является страхование ответственности экспедиторской компании. Требованиями ФИАТА установлен весьма высокий предел ответственности, который определяется на 1 кг массы груза или на грузовую единицу и не зависит от реальной цены перевозимого товара. Страхование ответственности- весьма дорогостоящая процедура, которую может себе позволить далеко не каждый экспедитор.

Плата по страхованию ответственности, в конечном счете, относится экспедитором на перевозку, поэтому по коносаменту ФИАТА в настоящее время перевозят грузы, стоимость которых, как правило, превышает 600 долл/т.

Первым практическим шагом в правовом оформлении статуса российских операторов стало принятие 28.02.2001 г. МПС РФ отраслевого временного положения о компании-операторе железнодорожных перевозок. За право получения статуса компании-оператора железнодорожного транспорта и лидерство в этой новой сфере деятельности сегодня борются многие российские экспедиторы, дочерние транспортные компании предприятий — производителей стали, алюминия, горно-обогатительные комбинаты, а также крупные организации как магистрального, так и промышленного транспорта.

Первые свидетельства о присвоении такого статуса получили дочерние фирмы ведущих металлургических и горно-обогатительных комбинатов. В Красноярском крае зарегистрирована операторская компания «Красопергруз». Инициатором ее создания стало ООО «ВостСибпромтранс». В Хабаровске статус оператора получило ООО «Дальлестранс», а в Кемерове — компания «Новотранс».

Сегодня операторские свидетельства МПС РФ имеют уже около 50 компаний.

Разные грузоперевозкиПредполагается, что в ближайшем будущем до 50 % всех железнодорожных перевозок лягут на плечи операторских компаний МПС РФ. Эти компании получат возможность приобретать на внутреннем и внешнем рынках вагоны такого конструктивного типа, которые отвечают особенностям перевозимой продукции.

Для российских экспортеров металлов, пиломатериалов и ряда других грузов привлекательны такие вагоны, которые с одной стороны допускают крановую погрузку продукции на подъездном пути, а с другой стороны защищают груз от осадков и допускают таможенное пломбирование груза на подвижном составе.

В настоящее время операторские компании, получившие свидетельства МПС РФ имеют в эксплуатации уже более 20 тыс. собственных вагонов. Около 16 тыс. вагонов они арендуют у железных дорог по разрешению МПС РФ.

Сегодня нужны решительные действия государства, направленные на широкое развитие интермодальных перевозок и создание современного института их операторов.