Вагоны

Когда в 2001 г. во многих российских морских портах сложилась критическая ситуация с обработкой вагонов, Минтрансом РФ в срочном порядке был разработан и утвержден план мероприятий по налаживанию сотрудничества всех участников смешанных (железнодорожно-морских) перевозок. В состав этих мероприятий вошло проведение в первой половине 2002 г. региональных конференций грузовладельцев. Им придан статус общественных организаций, работающих в регионах на постоянной основе.

Первая, «Южная» конференция состоялась 8 февраля в Новороссийске, вторая, «Северная» — 5 марта в Архангельске, третья, «Восточная» — 5 апреля во Владивостоке и четвертая, «Балтийская» -17 мая в Санкт-Петербурге.

В конференциях приняли участие не только грузовладельцы, но и ответственные работники аппаратов Минтранса РФ и МПС РФ, морских портов, железных дорог, руководители транспортно-экспедиторских, стивидорных компаний, представители федеральных округов и администраций регионов.

Помимо них состоялись конференции «Великие реки России» -14-15 мая (Нижний Новгород) и «Морские и речные порты, экономика и управление» — 24 мая, на которых также рассматривались вопросы использования логистических технологий при прохождении внешнеторговых грузов через стыковые пункты транспортных узлов.

Конференции выявили широкую палитру мнений по решению проблем взаимодействия. Они касались инструментов привлечения внешнеторговых грузов в российские морские торговые порты, оптимизации тарифной политики перевозчиков и портов, реализации проектов строительства, а также развития портовых терминалов и причалов (в том числе при участии частных инвесторов), создания единого информационного пространства для контроля и диспетчеризации транспортных и перевалочных процессов.

Обработка в порту

Год назад Правительство РФ для привлечения экспортируемых грузов в российские морские порты включило механизм регулирования железнодорожных тарифов по направлениям перевозок. Доставка таких грузов в порты стран Балтии и Украины стала обходиться предприятиям дороже, чем в российские порты. Это обеспечило переключение на них ряда внешнеторговых грузопотоков, но породило другую проблему. Ряд отечественных портов стали пунктами долговременных простоев вагонов в ожидании разгрузки. Вагоны с углем из Кузбасса, за. неделю преодолевающие расстояние в 5 тыс. км, нередко по месяцу простаивали в ожидании грузовых операций и подхода судов. Сказывалась и несогласованность действий участников перевозок. МПС РФ вынужден был вводить запреты на отправку грузов в адреса ряда отечественных портов. В этих условиях ни о каких логистических технологиях доставки внешнеторговых грузов не могло быть и речи, поскольку логистическая цепь предполагает оптимизацию затрат во всех звеньях продвижения материального потока. Аксиомой логистики является также утверждение о том, что директивное навязывание сотрудничества участникам логистической цепи политическими или экономическими методами приводит к возникновению деструктивных конфликтов и в конечном счете к распаду цепи.

С 15 августа ушедшего года вновь произошли изменения железнодорожных тарифов. На этот раз они снижены для металлопродукции и минеральных удобрений, экспортируемых через порты Дальнего Востока, и повышены для черных металлов, вывозимых за рубеж через морской порт Новороссийск. Цель этого нового тарифного регулирования — увеличение грузопотока на Транссибе и грузооборота портов Дальнего Востока, а не снижение затрат грузовладельцев и при доставке внешнеторговых грузов.

В ходе региональных конференций их участники были ознакомлены со многими проектами развития перерабатывающей способности отечественных морских портов, строительства новых причалов и терминалов, инфраструктурных объектов, возможностями и условиями привлечения частных инвестиций для решения этих задач.

Современный мировой опыт свидетельствует об активизации участия частного капитала в развитии и реформировании морских портов. Этот важный вывод подтвержден в материалах прошедшей в начале 2002 г. XVIII Международной конференции по портовой логистике (г. Александрия, Египет). Ее тема — «Расширение участия частного сектора в портах и на транспорте: шанс или угроза». Конференция признала эффективным опыт привлечения в морские порты частной инициативы, частного опыта, частного капитала.