Морские перевозки

Перевозка грузов морем – это один из древнейших способов транспортировки. Ещё до нашей эры, у самых истоков древних цивилизаций, когда воздушное пространство не бороздили сверхзвуковые самолёты, а главным наземным транспортом были вьючные животные, морской путь был тем, что связывало материки и проходящие по ним торговые пути, создавая единую и довольно обширную торговую систему.

Сегодня, как и в глубине веков, грузоперевозки морем по-прежнему занимают важное место в структуре данной отрасли, с той лишь разницей, что вместо древних парусных кораблей и средневековых фрегатов по морям плавают балкеры, танкеры, паромы и прочие суда, приводимые в движение не вольными морскими ветрами, а сверхмощными двигателями.

Поскольку изменился морской транспорт, ставший более мощным, быстрым и сильным с точки зрения дедвейта (грузоподъёмности судна), и сам процесс грузоперевозки пережил коренные преобразования. Вряд ли древние мореплаватели могли себе представить нечто подобное, даже в самых смелых фантазиях. До морского порта отправителя груз доставляется не на вьючных животных, как было некогда, а в автомобильных или железнодорожных контейнерах. Затем гигантские краны грузят его на борт судна, готового в любой момент отправиться в путь, не дожидаясь очередного отлива или попутного ветра.

Как уже было сказано выше, сегодня морские грузоперевозки осуществляются многими видами судов, среди которых: лесовозы, балкеры, занимающиеся перевозкой массовых грузов, танкеры, транспортирующие в основном нефть и нефтепродукты, сухогрузы, наливные суда, паромы и т.д.
Было бы ошибочно думать, что морские грузоперевозки — это преимущественно перевозки нефтепродуктов. Согласно данным ООН, наливные грузы составляют всего 35% общего объёма грузоперевозок морем. Это объясняется, прежде всего, тем, что главные клиенты морских перевозчиков – это не нефтяные компании, а средние и крупные компании, транспортирующие прочие коммерческие грузы.

В частности благодаря своей особой специфике, морские грузоперевозки почти всегда являются неотъемлемой частью мультимодальных перевозок и важным звеном всей транснациональной цепочки.

Как и любые грузоперевозки, транспортировка груза морем имеет положительные и отрицательные стороны, о которых следует знать в первую очередь тем компаниям, которые только планируют переправлять свой груз морским путём. Среди плюсов таких перевозок стоит отметить высокую надёжность, низкую стоимость и практически полное отсутствие риска порчи или потери груза. К минусам относятся сравнительно невысокая скорость доставки и сильная зависимость от погодных условий. Но даже с учётом этих недостатков, морские грузоперевозки, несомненно, будут развиваться и дальше, что в условиях увеличивающегося грузооборота является неоспоримым подтверждением их надёжности и необходимости.