Приветствую друзья, вот наконец решился я выложить несколько лекций по логистике. Просто в образовательных целях, для тех кому это скучно, извините, для Вас все самое интересное в следующей статье. А новичкам в перед уж я… =)
Логистика
Этапы развития:
- 20е 19в – 50е – появление термина «логистика»
- 50е-70е – систематизация накопленного опыта. Первые концепции. Заложение концепции всеобщего управления качеством
- 70е-80е – период внедрения разработанных научных концепций (jit)
- 80е-90е – Интеграция логистических систем, логистические цепочки (управление цепями поставок)
- 90е — создание логистических систем
Функциональные области:
- Транспортировка
- Управление запасами и складирование
- Управление информационными потоками
- Управление финансовыми потоками
Миссия логистики — обеспечение необходимой продукции в нужном месте в заданное время в необходимом кол-ве и ассортименте нужного качества при условии соблюдения оптимальных затрат (правило 7 «R»). Логистика объединяет все сферы деят. компании и стремиться сократить затраты.
Логистические издержки:
- Транспортировка. 50% от всех логистических издержек. (4-5% от стоимости груза для дорогостоящих, продукты – 20-25%, сырье – может доходить до 100%)
- Складские. Около 35%.
- Управление запасами. Около 10-12%
- Административные. 8%
just in time (JIT):
- жесткий выбор поставщиков (иногда 1 поставщик на 1 товарную позицию)
- минимальный объем запасов (ниссан – запасы на 2 часа работы конвейера)
- 100% входной контроль качества, брак не допускается
- высокие требования к профессионализму сотрудников
material requirement planning (MRP):
- не учитывается спрос на продукцию
- ориентирована на длительное производство
- допускается складирование
- не 100% качество
distribution requirement planning (DRP) – ориентация на потребителя. Это может привести к дефициту продукции.
Транспортная логистика
Виды транспорта, РФ:
1) Морской (+/-) (Плюсы и минусы)
+ широкая номенклатура товаров
+ низкая себестоимость
+ высокая мобильность
+ высокая провозная способность
— ограниченная пропускная способность инфраструктуры (порты)
— низкая скорость
— высокая зависимость от климатических явлений
— наименьшая степень сохранности груза
80% (по объему) внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом
2000 судов, ассоц. с РФ, 12 млн тонн подъема
под флагом РФ – 312 судов
Концепция второго морского регистра. Суда попадают под льготное налогообложение.
2) Жд. транспорт ОАО РЖД. Закон о федеральном ж/д транспорте. (+/-) (Плюсы и минусы)
+ возможность перевозки самой широкой номенклатуры груза (кроме грузов первой опасности)
+ относительно невысокая стоимость доставки
+ большая по сравнению с морским транспортом скорость доставки
+ независимость ж/д от погоды
— ограниченная пропускная способность
— высокие капиталовложения в отрасль (капиталоемкость высокая)
— невысокая сохранность груза
В РФ самая протяженная сеть ж/д в мире. Ведется крупномасштабное строительство дорог на Сахалине. В РФ есть еще 2 частных ж/д: Тиманская (компания Суал), на границе с Китаем (компания Золотое звено).
На российских ж/д активно создавались операторские компании, владеющие собственным подвижным составом, которые организовываются, для торговых перевозок (ЕвроСиб-Санкт-Петербург, Транссибирский экспресс). По закону только один перевозчик – РЖД. Пропускная способность ТансСиба – 200 млн контейнеров в год, использ. только на 50%
3) Автомобильный. Порядка 3000 компаний в РФ.(+/-) (Плюсы и минусы)
+ высокая скорость доставки
+ высокая мобильность и маневренность
— высокая стоимость
— ограниченная провозная способность (не более 19 т на фуру)
— ограниченная номенклатура перевозимых грузов (в основном готовая продукция)
Все компании являются частными. Все больше перевозок осущ. российскими компаниями. Деятельность лицензируется, сущ. межгос-венные соглашения, на основании которых выдается разрешения на перевозку грузов. Жесткая система регулирования – РФ не выдает белорусским перевозчикам разрешения.
4) Авиационный. Много частных авиакомпаний. Гос-венная – только Аэрофлот.(+/-) (Плюсы и минусы)
+ самая высокая скорость доставки
+ самая высокая сохранность
+ по стоимости конкурирует с морским для дальних расстояний и маленьких
партий
— самый дорогой
— привязка к существующей сети аэропортов
— высокая зависимость от погодных явлений
— самая ограниченная номенклатура перевозимых грузов (должны стоить не менее 10-20$ за кг)
По физическому объему рост перевозок растет на 12% в год (для автомобильного тоже). Это значит, что РФ наращивает экспорт не только сырья, но и готовых изделий. Реконструкция 9 аэропортов РФ: Шереметьево, Домодедово…