Международные перевозки

С завершением этого года прекратит действие соглашение о дополнительной графе, указывающей страну происхождения груза, в двухсторонних разрешениях на международные перевозки. Данное соглашение было подписано между Российской Федерацией и странами Балтии.

Напомним, что данная графа была введена с целью пресечения неоправданно большого числа перевозок из третьих стран, которые осуществлялись под видом двухсторонних. В результате этого российские транспортные компании серьезно вытеснялись с рынка международных перевозок. Так за 2010 году из двухсот семи тысяч рейсов в международном сообщении, только восемнадцать процентов перевозок приходится на российских автоперевозчиков, тридцать один процент выполнили иностранные перевозчики из стран поставщиков, а пятьдесят один процент рейсов выполнено транспортными компаниями из третьих стран. Причем по ряду направлений доля российских транспортных компаний гораздо ниже обозначенного среднего показателя, например, по доставке грузов из Польши доля российских перевозчиков составляла чуть меньше пятнадцати процентов. Единственное исключение – Голландия, из «страны тюльпанов» наши транспортники совершили почти пятьдесят два с половиной процентов от всего числа рейсов по данному направлению.

Всего же за2010 г. российскими перевозчиками было использовано 29 564 разрешений ЕКМТ, в то же время иностранными перевозчиками по направлению на РФ использовано 141022 разрешений. Все это свидетельствовало о желании европейских перевозчиков вытеснить своих российских коллег с рынка международных грузоперевозок и это им практически удавалось делать. В начале текущего года эта тенденция продолжилась. Однако российское правительство не раз поднимало этот вопрос на международном уровне. В результате этого ряд стран стали осуществлять двойное оформление груза. Например, груз из Германии прибывал в Польшу, где он оформлялся для дальнейшей отправки в Россию от польской стороны. Для исключения подобных махинаций и была введена графа о стране происхождения перевозимого груза.

Данная мера положительно сказалась на роли российских автоперевозчиков в международном сообщении. Практически все эксперты отмечают, что отечественные транспортники стали активно выходить на рынок международных перевозок, возросло количество двухсторонних перевозок по всем направлениям.

Однако, тридцать первого декабря, ровно в полночь – всё это закончится. Переговоры о продлении срока действия соглашения на наступающий год результатов пока не дали. Вероятней всего соглашение не будет продлено, так как уже объявлено о вхождении России в ВТО, где совсем другие правила игры для перевозчиков, которые будут выгодны для российских транспортников. Однако необходимо учесть, что вход в ВТО состоится не ранее 2013 года, а значит весь следующий год, как минимум, отечественные транспортные предприятия будут уходить с рынка международных перевозок. И, что вероятно, к моменту вступления во Всемирную торговую организации наши транспортники не смогут уверенно конкурировать в этом направлении с иностранными коллегами.