Россия вступает в ВТО

Россия в ближайшее время, наконец, вступит в ВТО – вопрос уже решённый, как на государственном, так и на международном уровне. Разные аналитики дают абсолютно разные оценки того, что ждёт российскую экономику, в частности сферу грузоперевозок, после того, как она вступит во Всемирную торговую организацию. Если говорить конкретно о транспортных компаниях, то многие из них будут вынуждены пройти сложные процедуры слияния и поглощения, а это само по себе означает серьёзные изменения во внутренней структуре российского рынка услуг.

Грузоперевозки всегда были востребованной отраслью, однако наиболее интенсивное развитие в ней происходило с начала 21-го века, когда объёмы товарооборота всех ведущих стран достигли небывалых ранее размеров. Ни одно направление торговли не может обойтись без необходимости осуществления перевозки груза. Поэтому грузоперевозки — это ещё и весьма прибыльный бизнес, что, по крайней мере, объясняет, почему количество транспортных компаний на российском рынке увеличивается едва ли не в арифметической прогрессии.

Однако деятельность в принципиально новых рыночных условиях станет серьёзнейшим испытанием для многих из них. Интересно, что согласно опросу, проведённому одной аналитической компанией, лишь 24 % российских компаний, осуществляющих грузоперевозки, считают себя готовыми к успешному конкурированию на отечественном рынке. 18% настроены развивать конкурентные преимущества на рынках СНГ, 9% — на рынках дальнего зарубежья. И лишь 10 % компаний признали, что уже готовы к неизбежному членству России в ВТО.

Помимо опасностей, которые настигнут российский рынок, от вступления в ВТО можно ожидать и положительных эффектов. В частности, увеличится внешнеторговый обмен, что приведёт к большому росту грузооборота. Увеличатся объёмы перевалки транзитных грузов, вырастут инвестиции в терминально-складские организации и в грузоперевозки в целом, что естественно приведёт к оптимизации работы фискальных и регулирующих органов.

Однако на данный момент возможных отрицательных последствий присоединения России к единому мировому рынку гораздо больше, чем возможных плюсов. Так, по информации Минтранса, лишь 24% региональных и 37% федеральных дорог соответствуют нормам. В условиях увеличивающихся объёмов грузооборота это означает, что загрузка автодорог значительно превысит все существующие нормы, что неизбежно приведёт к тому, что грузоперевозки станут дороже, ведь наряду с этим увеличатся и издержки транспортных компаний. Ещё одна проблема, требующая скорейшего решения – сложность и длительность оформления виз.

Действительно, российскую экономику ждут серьёзные изменения. Однако то, какого рода будут эти изменения, будут они носить положительный или отрицательный характер, во многом зависит от самих компаний, от их готовности и конкурентоспособности. Ведь и для них откроются новые рынки, а это значит, что появятся новые перспективы развития, новые горизонты расширения деятельности.