Авария из за усталости водителя

Очень часто при движении по загородным дорогам, где количество других транспортных средств не велико, водитель может испытывать прилив усталости в связи с малой подвижностью за рулем, однообразием окружающего ландшафта, монотонным и размеренным движением на протяжении длительного периода времени. Такая усталость при бездействии возникает намного быстрее, чем в случае, когда водитель двигался бы в плотном и быстром потоке.

Виды монотонии

Различают монотонии двух видов. Первый возникает при многократном повторении одинаковых движений, когда человеческий мозг получает большое количество сигналов, посылаемых в нервные центры с постоянной высокой скоростью. Второй вид подразумевает собой одинаковость восприятия мозгом человека каких-либо сигналов извне. Применительно к управлению транспортным средством это может быть монотонная езда по ровной и прямой дороге, постоянное наблюдение за доской приборов автомобиля, где показатели длительное время не меняются, одинаковая поза сидения на водительском кресле и т.д. То есть и недостаток информации, и избыток однообразных сигналов для организма человека переносятся одинаково.

Дорожный гипноз

Такая усталость, вызванная монотонностью движения, среди автолюбителей называется «дорожным гипнозом». Водитель словно впадает в состояние отупления, и в критической ситуации он может быть не способен быстро среагировать на изменение дорожной обстановки. Тем не менее, такая усталость отличается от обычной тем, что на ее устранение не потребуется длительный отдых. Водитель выходит из состояния «гипноза» полностью, как только меняется дорожная обстановка или условия движения. Обычное утомление накапливается в организме, а монотония лишь нарушает процессы саморегуляции.

Заснул за рулем из за монотонности движения

Монотонная езда может вызвать не только состояние «гипноза», но и при наличии некоторой физической усталости может стать причиной засыпания водителя за рулем. Это очень опасное явление, поэтому профессиональные водители прикладывают огромное усилие воли и тратят много энергии на контроль за своим состоянием. Не удивительно, что условия работы водителей, проводящих за рулем практически целый рабочий день, относят к экстремальным условиям.

У водителя, испытывающего на себе влияние монотонии, существенно сокращается скорость реакции, процессы восприятия и осмысления увиденного притормаживаются. Самое неприятное, что организм в таких условиях иногда подает сигналы к непроизвольным автоматизированным движениям. Водитель может неадекватно воспринять незначительное изменение дорожной обстановки, что вызовет ошибочные двигательные реакции. К слову, около 80 % ДТП происходит на ровных участках дороги, где причиной аварии становится именно монотонность движения.

Каждый человек по-своему способен переносить монотонию. Лишь 3 % водителей имеют хорошую устойчивость к этому состоянию. 85 % очень сильно подвержены ее влиянию и крайне тяжело переносят такое состояние организма. Тем не менее, можно считать, что возможно натренировать организм для борьбы с этим явлением. Опыт работы водителей-дальнобойщиков показывает, что эти люди намного легче переносят монотонность движения, сохраняя при этом максимальную концентрацию.

Как же победить влияние «дорожного гипноза»? Советами в данном случае станут следующие рекомендации: при длительных поездках не слушайте в салоне автомобиля медленную, спокойную, успокаивающую музыку; при однообразии ландшафта старайтесь обращать внимание на различные мелочи (пролетающие птицы или облака на небе); старайтесь думать на темы, которые являются для вас волнительными, а не думать о чем-то безразличном и незначительном. При наличии пассажиров старайтесь поговорить с ними, при этом сами активно поддерживайте разговор (конечно, не отвлекаясь от дороги). Если вы в автомобиле один, то постарайтесь на ходу чем-нибудь перекусить. Это могут быть конфеты, печенье, орешки или семечки. К слову, ученые из Японии, проведя многочисленные опыты и испытания, пришли к выводу, что победить монотонию поможет обычная жевательная резинка. Удачи на дорогах!