Глонасс на охране дорог

Рост товарооборота между странами приводит к серьезному увеличению нагрузки на транспортную инфраструктуру страны, которая и без того находится в состоянии, далеком от отличного. Тем не менее, именно большегрузные фуры губительно влияют на отечественные магистрали. Как уверяют специалисты дорожной отрасли, пробег одного двенадцати тонного грузовика равен по своему воздействию на покрытие дороги пробегу десяти тысяч легковых автомобилей.

В качестве мер направленных на сохранение дорожного полотна правительством страны вводятся ежегодные ограничения на движения большегрузов в весенний период, ограничивается их движение и в жару. Однако в условиях современного рынка такая практика неэффективна и наносит больший экономический ущерб, чем движение грузового транспорта по трассам. В этой связи на российских дорогах с 1 января 2013 года вводится система платежей с большегрузного транспорта, двигающегося по дорогам общего пользования. Данная система работает в большинстве стран Европы, и показала свою эффективность, так как все средства, получаемые от данных сборов, направляются на ремонт и строительство дорог. Планируется, что сбор будут оплачивать владельцы всех грузовиков, чья масса превышает двенадцать тонн, при этом сумма сбора определяется из расчета пробега фуры по конкретной трассе. По примерным подсчетам на данный момент российским автовладельцам принадлежит около пяти с половиной миллионов грузовых автомобилей, из которых полтора миллиона являются большегрузными, с грузоподъемностью более двенадцати тонн. Таким образом, данный объем плательщиков сбора позволит в значительной степени увеличить размер Федерального дорожного фонда. Кроме того, не стоит забывать, что в настоящее время увеличился и поток транзитного большегузного транспорта, что также положительно скажется на динамике роста фонда.

Но об эффективности  системы сборов можно говорить только в том случае, если будет тщательно проработаны все нюансы, которые затрудняют её работу. К примеру, некоторые сложности существуют в плане учета пробега, так как на данный момент не создана единая система контроля над передвижением грузового транспорта по трассе. Каждая страна разрабатывает свои технологии контроля транспорта. Так, в Польше в основе системы лежит использование микроволновых радиочастот. Все въезды и выезды трасс страны оснащаются специальными рамками, которые считывают специальный сигнал. Но данная система весьма дорогостоящая, так стоимость одной рамки достигает четырехсот тысяч евро. С учетом протяженности отечественных федеральных дорог, а также обилием въездов на них, стоимость системы достигнет нескольких миллиардов евро.

Более доступна система контроля, внедренная на территории Германии в 2005 году. Она базируется на спутниковой навигационной системе и приносит в бюджет страны более четырех миллиардов евро. Именно на аналогичную систему ориентируются и российские специалисты. Использование спутников ГЛОНАСС позволит охватить все дороги страны, в том числе и не являющиеся федеральными. При этом затраты на внедрение системы на данном этапе уже минимальны. Стоит напомнить, ранее разговор мы об этом уже вели здесь.

Отметим, что условия отечественного ранка автомобильных грузоперевозок такова, что оператор спутниковой системы должен отвечать множеству критериев, гарантирующих выполнение всех поставленных задач. Например, система должна отслеживать не только федеральные магистрали, но и дороги местного значения. Так как сеть российских дорог во многих случаях позволяет объехать федеральные магистрали, что и поспешат, сделать перевозчики, не желающие платить сбор, в результате этого местные дороги станут быстрее приходить в негодность, также значительно ухудшится безопасность в населенных пунктах, через которые они проходят.

В настоящий момент о своей готовности реализовать эту систему сообщила только компания НИС ГЛОНАСС, являющаяся федеральным сетевым оператором навигации. Другие отечественные компании интерес к этому не проявили, хотя со стороны иностранных операторов заинтересованность проявляется. Но все эксперты сходятся во мнении, что не желательно допускать к этой сфере компанию с иностранным участием, так как в её распоряжении будет большой объем информации о маршрутах и объемах движения транспорта, в том числе и перевозящего грузы оборонного назначения.

Отметим, что НИС ГЛОНАСС привлек ряд европейских компаний, работающих в этой сфере, в том числе и разработчиков аналогичной немецкой технологии. Специалисты компании уже подготовили тестовый вариант системы, который был опробован на базе Московского автодорожного института. Экспертная комиссия подтвердила работоспособность системы и её готовность к промышленному производству.

Кстати, российские специалисты навигации пошли дальше своих немецких коллег и включили в систему контроля не, только, спутники, но и систему видеофиксации, установленную на российских дорогах. Что позволит значительно сократить издержки на внедрение, а также сократить сроки начала реализации проекта.

Оснащение грузового транспорта специальными терминалами НИС планирует осуществлять совместно со своим партнером «М2М телематика», имеющим разветвленную сеть представительств во многих регионах страны. Также эти представительства в дальнейшем будут заниматься сервисными услугами по данному направлению.

На основе проекта разработанного НИС ГЛОНАСС планируют создать свои системы сборов платежей Белоруссия, Казахстан и Украина. Таким образом, на территории этих стран будет создано единое экономическое пространство, позволяющая значительно сократить как затраты государства, так и грузоперевозчиков, и грузовладельцев.