Спад грузооборота РЖД

Вы знаете, я эту солянку еще неделю назад начал готовить. Очень уж интересная и одновременно тяжелая тема для анализа. Я в статье попытался объяснить спад грузоперевозок железнодорожным транспортом. Поэтому и затянулась она так долго. Это же почти как гадать на кофейной гуще. Правды попросту нет. Только мои догадки. Надеюсь, что Вам они будут полезны. Я постараюсь в начале описать план статьи, под несложным названием «готовим блюдо для экспертов». Конечно до кулинарного блога мне пока далеко. Но видит бог — готовить я умею! И так начнем:

  1. Сокращение роста грузоперевозок в компании РЖД на 3.2%
  2. Тоннокилометраж сегодня на уровне СССР
  3. Пассажирооборот железнодорожным транспортом и авиакомпаниями — сравниваем и анализируем.
  4. Небольшой рост автоперевозок, за счет чего?

Все началось с утренней новости за чашкой кофе. Я тогда (прочитав новость) сразу понял, что на эту тему я буду писать. Действительно, за январь — сентябрь было зафиксировано падение на 3.2% за аналогичный период 2012 года. Собственно это и подтолкнуло меня углубиться в проблему и попытаться заглянуть за угол, что бы увидеть то, что не увидеть рядовому транспортнику. И рассказать об этом, Вам друзья.

Давайте для начала попробуем понять, что собственно сократилось и где (идет сравнение за 9 месяцев 2013 года с 2012 годом):

  • Внутренние грузоперевозки снизились на 3.6% (629.6 миллиона тонн)
  • Международные грузоперевозки снизились на 2.7% (409.8 миллиона тонн)
  • Всего сокращение на 3.2% (1.04 миллиарда тонн)

Становится видно, что сокращение грузов присутствует на внутренних и на междугородних перевозках. На внутренних перевозках спад более существенен. Что сразу опровергает все негативные высказывания, что мол запреты на ввоз различного рода товаров из Европы (современные торговые войны) оказали существенное влияние на понижение объемов грузов.

Давайте сначала мы с Вами попытаемся объяснить снижение международных грузоперевозок. Для этого нам понадобится дополнительная информация (идет сравнение за 9 месяцев 2013 года с 2012 годом):

  • Импорт сократился на 1.5% (86 миллиона тонн)
  • Экспорт сократился на 2.8% (299.6 миллиона тонн)
  • Транзитные перевозки снизились на 5.7% (24.2 миллиона тонн)

Что все это может значить? — Тут много вариантов на самом деле. а пока я пишу вот эти варианты:

  • Сократился экспорт в страну (возможно звоночек к кризису)
  • Сократился импорт в страну (блин, что кризис?)
  • Сократился экспорт и импорт третьих стран (соседей) (да это точно кризис).

Вы наверно сейчас назовете меня капитаном очевидность. И твою мать Вы будете правы. Но я не такой. Я по другому считаю. Ведь если бы все было так просто объяснимо, то как тогда объяснить спад внутри страны? Ведь он более существенен как мы отмечали ранее.

Я убежден что основной причиной такого спада стали проблемы с инфраструктурой в железнодорожных перевозках. Которые делают логистику в этом сегменте более дорогой. Соответственно замечен небольшой рост автоперевозок в стране (чему косвенно свидетельствуют пробки на дорогах с кучей фур). В качестве доказательства предлагаю таблицу взятую из обсуждения этой новости на сайте aftershok.

Сравнение развития инфраструктуры и грузоборота в РЖД 1970 — 2010

название/год 1970г. 1980г. 1990г. 1995г. 2000г. 2005г. 2010г.
Длина путей общего пользования (тыс.км.) 78 83 87 87 86 85 86
Из них электрофицированных (тыс. км.) 24 31 37 39 41 43 43
Длина путей не общего пользования (тыс.км.) 58 66 73 54 63 42 38
Перевезено грузов (млрд. тонн) 1.65 2.05 2.14 1.03 1.05 1.27 1.31
Грузооборот 1.67 2.32 2.52 1.21 1.37 1.86 2.01
Перевезено пассажиров (млрд) 2.50 2.97 3.14 1.83 1.42 1.34 0.95
Пассажирооборот (млрд пассажиро-км) 191 227 274 192 167 172 139

Ну теперь можно и подытожить (основные причины спада грузоперевозок):

  • Неразвитая инфраструктура 85%
  • Конкуренты автоперевозчики 5%
  • Торговые войны 5%
  • Блин ну какой еще кризис? 5%

Почему пассажиры ушли в авиакомпании

Мб сначала докажешь что они ушли? Ну каких то бумажных доказательств нет. Есть статистика росавиации где заметен существенный рост, а в таблице выше видно, что пассажирооборот в ОАО РЖД существенно упал по сравнению с СССРовским временем.

 спад пассажирооборота в РЖД

Заметили рост)) Конечно заметили. Так вот, я не думаю что они все (пассажиры) с неба падают. Тем более на фоне падения пассажирооборота в ОАО РЖД. Очевидно что это те кто пересел с поезда. Но почему?

  • Тарифы! Тарифы и еще раз тарифы!

Если кто то видит другие причины, пишите мне о них в комментариях. Я буду очень благодарен и не только я. В будущем самым активным я сделаю подарки.

Небольшой рост автоперевозок сейчас идет за счет оптимальной цены дизельного топлива (хоть и дорого стоит (32 рубля за 1 литр), но по факту так и есть). Придет время и все встанет на свои места. Это уже не догадки — это факт. Спасибо что дочитали.


Обновление статьи от 20.11.2013 года

Оказывается изначально информация была о то что спад грузооборота за январь — октябрь 2013 года составил 4.4%.
Цитата:

В.ПУТИН: Как там в целом?
В.ЯКУНИН: На сегодняшний день мы констатируем, что эти тенденции, к сожалению, продолжаются. Сегодня от периода к периоду, если говорить о девяти месяцах, грузовые перевозки осуществляются в меньшем объёме, чем в предыдущий год, на 4,4 процента; а если от октября к октябрю, то на 2,2 процента. В целом мы по году сейчас идём с ухудшением больше чем на 3,3 процента, хотя, помните, я докладывал о том, что мы меры предпринимаем.

источник

Зато доходы компании за этот период выросли выше плана на 0,5%, хотя это как я понимаю сомнительное преимущество. Пока все.

Зы: продолжение солянки в следующей статье. Готов обсуждать свои выводы с Вами господа.